Не следовать, а задавать направление — Ирина Костюк, продюсер FILM.UA

Нa фoтo: Иринa Кoстюк с сoтрудникaми пoлиции. И в Гoлливудe eщe пoищeм — тaк кaк будeт сцeнaрий нa aнглийскoм, и писaть eгo будeт aмeрикaнский aвтoр. Плюс к нaзвaнным — дaжe нe сeриaлы, a скриптeд-рeaлити: «Прoкурoры», «Oтдeл 44″ — этo низкoбюджeтныe вeртикaльныe прoдукты. Aктeры были oчeнь рaды снимaться в укрaинoязычнoм сeриaлe, xoтя слoжнo былo избaвиться oт тeaтрaльщины — тaкoгo нeживoгo, плaстмaссoвoгo прoизнoшeния. Сeйчaс нe врeмя для экспeримeнтoв, к сoжaлeнию. Этo тoлькo вeчнo нeдoвoльныe пустoзвoны кричaт: нeт фoрмaтoв, нeт идeй. Тaк чтo сцeнaрий «Мaвки» будeт писaться бoльшим интeрнaциoнaльным сoстaвoм. Гoлoвы пририсoвывaли ужe виртуaльнo — этo слoжнaя тexнoлoгия, нeдeшeвaя. A рeжиссeрoв дoстaтoчнo? Пoтoму чтo у нaс нa пeрвoм мeстe сeйчaс другиe зaдaчи — нужнo зaпoлнить кaнaлы мeстным прoдуктoм. Искрeннoсть и oткрытoсть — это реально наша фишка. Какие-то четкие сигналы от зрителей — что им нравится, а что нет — можно различить? Это было сложное решение, которое канал «Украина» принял буквально в день съемок. Где я в Украине могу найти сценаристов анимационного полнометражного кино, если такого кино не было в принципе? Но в будущем мы все равно к этому придем. Не могу сказать, что в украинском кино есть специфический почерк — тут мы еще в поисках. Надо бы объединиться и сделать одну хорошую школу для всего рынка, со всеми этими ресурсами. Может, в мировом масштабе не так и много (европейские анимационные картины стартуют от 20 миллионов, а американские от 100), но для нас это много. Не хватает хороших сценаристов. А с другой стороны, эта ситуация, наверное, пойдет в «плюс», даст толчок индустрии. А в чем наша сила? Оказывается, и телевидение, и телезрители хорошо жили… Очень хорошо. Там ребята сидели за столом и обсуждали темы, но вместо их голов были головы животных, «приделанные» с помощью CGI технологий. Пока все в поиске. Сериалы выпуска 2013-2014 годов производились в 2011-2012 и делались на два рынка — на Россию и Украину. Это целая линейка образовательных программ, которую организовывает компания MRM. Это очень популярно в Европе, в Британии особенно. Пришлось реагировать быстро и резко по аналогии с не умеющим плавать, которого неожиданно оставили посреди озера», — эмоционально оценивает происходящее на рынке теле- и кинопродукции Ирина Костюк. В общем, любой кризис порождает новые возможности, главное — их рассмотреть. Вы говорите, что сейчас не время экспериментов, и, тем не менее, экспериментируете… Так получилось, что я пришла в FILM.UA запустить молодежный контент, а неожиданно вышла на старшую аудиторию, да еще и для ТРК «Украина». Будет падать, стагнировать, или потихоньку начнет расти? Сейчас повезем на рынок продавать еще одну нашу технологию. Потому что просто, очень понятная история, все в лоб, диалоги без подвыподвертов, добрый доктор, детки и ми-ми-ми. И дай Бог, чтобы еще рейтинг был. В марте запустили документальное реалити о полицейских «Патрульные». Но лучше бы все происходило плавно, правильно и без глупых и непродуманных запретов. Хороший сценарий — на вес золота, это основополагающая успеха. Американскими? Ирина Костюк, продюсер FILM.UA, соучредитель Media Resources Management (Украина) Как относитесь к запрету российского аудио-видеоконтента на телеканалах? Там мы можем позволить себе небольшие риски. «Дежурный врач» для меня, пожалуй, самый значимый продукт, потому что мы его делаем за беспрецедентно маленькие деньги. «Квартал» со своим «Слугой народа» тоже апеллирует к зрителю и его актуальным запросам, где-то даже с популистскими лозунгами — в лоб, конкретно. Некоторые продюсеры, мои коллеги из других компаний, вообще считают, что научить писать можно кого угодно. Рискованно, потому что наш зритель привык к экшнам, драмам, чтобы сценарий был. Потому что это был первый искренний, душевный продукт. А необходимо воспитывать кадры для всего рынка. Появился кризис идей… Было такое время, когда все говорили, что нет ничего нового — стали возвращаться старые форматы, но с какими-то добавленными историями. Они так высоко подняли планку, что теперь им самим ее сложно удержать. Ты показываешь каналам уникальные проекты, а их реакция — ну да, классно, да, уникально, но рискованно, вы забежали вперед. Это теперь у украинских актеров появилась возможность наконец-то стать звездами, потому что раньше их затыкали на вторые роли. А с другой стороны, и на суржике нельзя разговаривать. Сейчас эта индустрия в Украине не настолько развита, чтобы сделать такой продукт коммерческим и окупить все расходы. Побывала и там, и там. Наш же зритель привык к ежедневным премьерам, дорогостоящему контенту и другим излишествам, которыми себя не балуют зарубежные соседи. В прайм-тайм больших национальных каналов американские сериалы не поставишь. Мы понимаем, что это придет не скоро, но у нас уже будут разработанные технологии, свои ноу-хау. Сейчас большинство владельцев телегрупп не сильно спешат дотировать свои телеки. Но с другой стороны, иногда случается то ли везение, то ли какая-то чуйка… Иногда просто рискуешь: або пан, або пропав. Всегда были творческие трудности: нехватка сценаристов, актеров. В поисках своего почерка Сейчас в мире, с одной стороны, стираются границы между странами и народами, а с другой — все интересней становится национальная специфика. И когда станет выгодно делать сериал не для телеэфира, а для digital-контента? Но при этом в команде должны быть профессионалы: серия должна быть выстроена по законам драматургии. А что из ваших продуктов может быть востребовано новым поколением, поколением с другой ментальностью, другим образом жизни? Появилось ли за последнее время что-то новое? Съемки первого сериала о киевской полиции «Владимирская, 15″ завершены, продолжение истории совсем скоро выйдет в эфир ICTV Будет объем — будет индустрия со своими форматами Продажа «Нюхача», особенно в Японию, — что-то удивительное… А кто еще продает форматы? Они предложили разработать приложение, где кроме того что певцы ходят с шапкой и собирают деньги, зрители тоже могли бы голосовать и виртуально бросать деньги в шляпу. Понимаю нужды и особенности и каналов, и продакшнов — что и как кому предлагать и с какой стороны подходить. Если разложить по полочкам, разница очевидна: во всех наших реалити участвуют живые люди. Поэтому у каналов осталась крошечная копеечка на заполнение слотов. При этом нужно было сделать украинский язык живым. Это недорогой проект, мы там пробуем многих авторов — там у нас студенты работают, практиканты, стажеры. Предлагаем новые жанры тем, кто готов рисковать Готовы предложить рынку что-то совсем неожиданное? Они такие медленные, размеренные. Но зритель привык. Это обидно, и приходится предлагать что-то конкретное, понятное, проверенное, на что есть спрос. И когда на каналах полным ходом пойдут местные сериалы, столкнемся с пересекающимся одинаковым актерским составом. Игроки (бродкастеры, а соответственно и продакшны) вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Чем можно заменить российские сериалы? А «Мавка» — бюджет в почти пять миллионов долларов. У телеканалов освободилось много слотов, которые нужно заполнить, но бюджеты-то не увеличились. Сейчас на «1+1″ нащупали новую тенденцию: чем больше локальных тем обсуждается в продукте, тем интереснее это нашему зрителю. Вот такая перепрофилировка произошла. Есть узнаваемые особенности украинского кино, украинского телевидения? С тех пор как запретили русский продукт, телерынок очень сильно изменился. Наш рынок к этому никогда не был готов, американские сериалы никогда не стояли в прайме «первой шестерки» (за редкими исключениями). «Женский доктор» идет уже по которому кругу в энном показе в России, у нас идет, собирает огромные рейтинги, его покупают снова и снова. Нашли группу питерских сценаристов, которые будут писать под нашим руководством. А некоторые в этой турбулентности еще не понимают, что происходит и что предложить зрителю. Насколько упал телерекламный рынок? Например, европейская компания, которая взялась на эксклюзивной основе год продавать формат «Караоке на майдане», посоветовала: ваша история со сбором денег участниками во время своих выступлений актуальна, но ее нужно дополнить интерактивом. Сейчас идет период адаптации и отлаживания механизмов.Нужно приспособиться к новым обстоятельствам. Где вы берете авторов сценариев сейчас? А сейчас у них первые роли, и это прекрасно, но их мало. За меньшие деньги и с меньшим размахом Ирина, вы долго работали на телевидении. И каналу в этом случае нужно идти на определенные риски. Все есть, просто не поставлено пока еще на конвейер. Если раньше объем доходил до полумиллиарда долларов, то теперь это $120 миллионов. Совершенно другой продукт. Тут должны быть профессионалы, с неопытными сложно. Он, наверное, самый прибыльный из всех наших продуктов, включая «Нюхача». А каналы еще не успели опробовать новые зрительские вкусы. Режиссеры, операторы, режиссеры монтажа, сценаристы — это основной костяк. Потом — раз, они уже отошли. Когда ты это видишь, создается полное впечатление, что попал в украинское телевидение 90-х. Кадр из 24-серийного фильма «Окно жизни», премьера которого состоится в эфире телеканала «Украина» Готовите кадры собственными силами? Если говорить о новых жанрах и форматах, то сейчас на каналах нет такого жанра, как оbservational реалити. Недавно тестировали, как можно снимать игровой контент, но в формате виртуальной реальности. Не сразу, но реально. Но очень четко вижу такой почерк в телевизионном неигровом контенте — шоу, программы. Все очень сложно. Ситуация как и с актерами: составляем графики съемок даже в рамках своих проектов. Ты можешь сто раз анализировать, ты бьешься головой о стену, смотришь рейтинги, ты все просчитал до мелочей и составил профиль аудитории, а оно — ну никак, будь ты хоть семи пядей во лбу… Некоторые вещи остаются необъяснимыми. У нас есть своя школа актерского мастерства, есть школа по озвучиванию. Отчего и рейтинги зашкаливали. Кого еще? Есть отличие сериалов, что сняты в последний год, от тех, что вышли два-три года назад? Да, мы вечно экспериментируем и хотим что-то новое, чтобы не следовать, а задавать направление, но каналы сейчас пытаются себя обезопасить, показывать проверенное. И ваша школа не единственная… «Плюсы» школу делают, StarLightMedia, «Интер». Денег на производство стало в разы меньше, чем раньше. Многие каналы сидят и прозревают, почему зрители не смотрят одно-второе-третье. Нигде, ни в какой европейской стране зрителю не показывают ежедневно по 2-3 серии новых премьерных сериалов в прайме. Одним словом, общие закономерности и правила, конечно, есть, но бывает все очень непредсказуемо, особенно в наших таких не стабильных условиях. Качество шоу, которые позволяли себе все каналы, было очень высоким, как и стоимость производства. В общем, это все особенности и естественные трудности переходного периода. Есть люди с писательским талантом, пришедшие из других профессий. Мы это пытаемся сдвинуть. Зрители доверяют контенту, верят ведущему и участникам в любом реалити. Наши редакторы умеют сделать хороший кастинг, умеют раскрутить на эмоции. Одни согласны, другие — нет, мол, мы сами с усами. Получился суперрейтинговый проект международного уровня в коммерческом и имиджевом плане. Это не только для YouTube, но и для любых других цифровых платформ — Megogo, OLL.TV, Netflix, Amazon и т.д. Плюс к этому есть украинский зритель, разбалованный до неимоверной степени в плане контента. Народ сразу это прочувствовал, потому что все остальное у них пластмассовое-деревянное в плане шоу и программ. Мы предложили этот новый жанр ICTV, они рискнули. А мы хотим создавать этот контент. Например, полицейские, пожарные, врачи — просто заходишь и снимаешь их повседневную жизнь безо всякой драматургии, без особых случаев и нагнетания интриги. Он выглядит как сериал, но по сути это технология скриптед-реалити: вертикальные истории, актеры-аматоры на второстепенных ролях, но, в отличие от скриптед-реалити, у нас нет закадрового голоса, который обычно присутствует в малобюджетных проектах, потому что драматургически сложно рассказать сюжет без закадрового голоса. Например, снимаем «Дежурного врача» и «Окно жизни» — тоже медицинский сериал про подкидышей в роддоме, но более дорогой, праймовый, 24 серии, и пришлось режиссера, который снял пилот «Дежурного врача», отдать на наше же «Окно жизни». Это работает, народ увидел, что в Украине есть форматы. Можно сколько угодно рассказывать про качество: и снят в павильоне, и диалоги «не такие», но он коммерчески беспрецедентно успешен в нашей библиотеке. Еще за сутки до съемок сценаристы не знали, нести ли им сценарий на русском или украинском языке. В общем, спрос формирует репертуар и корректирует специализацию. А заполнять контентом надо. А с другой стороны экрана сидит зритель и прозревает, какое качество ему теперь подсовывают. Конечно, мы даем возможность проявиться молодым начинающим авторам. Но мы поискали на локальном рынке — не нашли. Уже сейчас собираем все, оформляем форматам «библии», сделали каталог и возим его на телевизионные выставки. Пока еще от всех этих новых факторов нет того масштабного эффекта — он проявится в новых сезонах. Что будет с рынком в этом году? Это тоже новое слово в форматах: своим ведущим ты можешь приделать голову овоща, животного. Что из полученного опыта пригодилось в продакшне? У одного коллеги и водитель пишет, и няня пишет. Например, Megogo уже запустили такой формат контента. Чтобы потом, когда все туда прибегут, мы там уже сидели, монетизировали и говорили, что мы тут первыми были. Будет объем — будет индустрия со своими форматами.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.